SAAS – основные принципы и преимущества
Компании, предприятия используют программы и их комплексы как форму предоставления услуг. Часто реализуется модель SaaS взаимодействий типа «предоставление лицензионного софта как сервисная услуга». Модель взаимодействий типа SaaS реализуется облачным ПО с доступом по подписке и быстрой разработкой с использованием лучших практик. SaaS-клиент, компания получает доступ к облачным корпоративным решениям с любого компьютера.
Решение SaaS
Согласно модели SaaS представляется облачный сервис, который вместо загрузки клиентской программы на ПК или корпоративную сеть (интранет-сеть) обеспечивает веб-доступ к этому приложению как к облачному сервису. Предоставляется ПО от офисного до унифицированного пакета бизнес-решений. Клиенту не нужно платить за ПО, он платит только за аренду облачных ресурсов. Это облачный аутсорсинг для организации от самого хостинг-провайдинга.
Ориентированное на SaaS решение не потребует дополнительных вложений в ИТ-инфраструктуру компании. Облачный провайдер гарантирует ему стабильный доступ к облачному серверу с оплатой по факту, за использованное.
Ключевыми для бизнеса функциями SaaS являются:
• единство возможностей клиентов маркетплейса;
• круглосуточный доступ;
• API сторонних систем, например, 1С, CRM, ERP;
• интеллектуальный маркетинг, поиск по каталогу, сбор и анализ статистики и др.
SaaS-платформа даёт безопасность и устойчивость реализации проекта. Примеры SaaS-решений – Яндекс.Диск, Google.Drive, AmoCRM, WooCommerce, OpenCart и др. С их помощью развертываются «поверх существующего сервиса» корпоративные решения.
Преимущества SaaS
Отметим ключевые, базовые преимущества услуги.
1. Предустановка ПО. Приложение, используемое в SaaS-решении, установлено и настроено заранее. Можно оперативно подготовить облачный экземпляр, готовый к использованию. Значительно сокращается время, перечень возможных рисков, которые могут этому помешать.
2. Интеграция и масштабируемость. Решение, размещённое в «облаке», становится масштабируемым, согласуемым, как правило, с другими предложениями. По сравнению с традиционной моделью, не нужно каждому пользователю приобретать модернизированное ПО или серверные ресурсы. Достаточно включить новое предложение, а сам провайдер спланирует мощности сервера в общем, многопользовательском пространстве. Благодаря этому, стоимость лицензированных версий ПО и серверного оборудования невысока. Возможно увеличение клиентской базы, а также улучшение технического обслуживания. Например, за счет ранее не привлечённого из-за высокой стоимости программно-технических средств.
3. Небольшая оплата услуг. Приемлемая стоимость пользования SaaS-платформой сопровождается быстрой персонализацией и индивидуализацией конфигураций по требованиям клиента. Влияет на стоимость и единое управление ресурсом пользователями с различными уровнями доступа, а также интеллектуализация рутины в продажах. Обновление SaaS-платформы идёт за счет поставщика, т. е нет необходимости самостоятельно поддерживать серверные операции, все в руках ИТ-службы провайдера.
Недостатки SaaS
Отметим лишь три таких «минуса»:
• возможная потеря контроля управляемости, т. е. конфигурирования;
• медленная скорость взаимодействий;
• ограниченность хостинга, например, часто отсутствуют стандартные функции для клиент-серверного решения.
Приложения SaaS-решения размещается так, чтобы их не использовали без подключения к сети. Например, в «мертвой зоне», когда провайдер может выйти из строя, а мобильные работники, в частности, пользующиеся технологией BYOD, окажутся без доступа к данным или ПО.
Существует множество приложений, не ориентированных на SaaS-платформу, особенно, когда в организации используются много решений. Бизнес-операции ограничены по ресурсам, ПО для бизнеса отражает приоритеты компании. Есть у SaaS и такой недостаток, как необходимость долгосрочных партнерских взаимодействий с поставщиком, удержания и возврата клиента.
Приоритеты
В приоритете обновление, обслуживание сервера, стандарты безопасности данных, а основное внимание уделяется условиям успеха. Альтернатива управления инфраструктурой класса e-Commerce определяется на уровне компании. Решения e-Commerce позволяют бизнесу развиваться на ключевых для бизнеса условиях и транзакциях. ИТ-отдел, менеджмент компании могут сосредоточиться на тех процедурах, которые дают конкурентное преимущество.
Нужен ИТ-аутсорсинг, SaaS-решение с откликом страницы в миллисекунду. Нужна заинтересованность в SaaS-решении в пиковые периоды, необходима поддержка венчуром. SaaS-решения дают бизнесу возможность масштабироваться при пиковых продажах. Ритейлеры не должны в «час пик» терять доход, самого клиента.