Диагностика сети: что это такое и для чего она нужна
Есть целый спектр проблем, которые в быту обозначают фразой «плохо работает интернет». Так говорят, когда не загружается сайт, не передаются данные, сложно подключиться к удаленному компьютеру, системе управления, какому-либо сервису. Диагностика сети нужна именно для того, чтобы понять, в чем заключается проблема и как ее исправить.
Эта процедура помогает установить скорость интернет-соединения, количество подключенных к сети IP-адресов и многое другое. В ходе диагностики поэтапно отбрасываются менее вероятные причины неполадок, чтобы в итоге найти реальный корень проблем.
В целом причинами плохого соединения могут быть:
- механические повреждения кабеля;
- неисправности компьютерного оборудования;
- слишком большая нагрузка на сетевые ресурсы;
- проблемы на стороне провайдера;
- сбои в работе маршрутизатора и сетевой платы;
- блокировка сигналов вирусным ПО и т.д.
Как проводится диагностика сети
Процесс устранения неполадок может быть как очень быстрым, так и длительным, многоэтапным. Занимаясь обслуживанием компьютерных сетей, мы часто сталкиваемся с жалобами на «плохой интернет» и для начала всегда рекомендуем пользователям перезагрузить оборудование — нередко этого достаточно.
Если проблема не решилась, можно провести диагностику сети инструментами Windows и приступить к полномасштабному сетевому анализу. Он включает проверку исправности оборудования, всех разъемов и точек входа, оптоволоконного кабеля и электропроводки, сетевого трафика, антивирусной защиты. Это довольно сложный и длительный процесс, который требует специальных знаний, в то время как провести быструю диагностику с помощью Windows могут и сами пользователи.
Проверка сети инструментами Windows
Для Windows 10:
- Зайдите в «Пуск» и выберите «Параметры».
- В открывшемся окне зайдите в «Сеть и интернет».
- Появится окно «Состояние сети», в котором вы увидите, есть ли проблемы в подключении компьютера к Wi-Fi или дело в отсутствии выхода в интернет.
- Нажмите на вкладку «Средство устранения сетевых неполадок» и следуйте инструкциям.
Для Windows 7:
- Нажмите «Пуск» и выберите «Панель управления».
- Зайдите в «Сеть и интернет», а после — в «Центр управления сетями».
- Выберите вкладку «Устранение неполадок», а внутри нее — пункт «Подключения к интернету».
- Система сама проведет диагностику, выполняйте инструкции на экране.
Для macOS:
- В строке меню найдите знак Wi-Fi и нажмите на него.
- Если появился пункт «Рекомендации по улучшению связи», выберите его и выполните все рекомендуемые действия.
- Если это не удалось или не помогло, нажмите знак Wi-Fi, одновременно удерживая кнопку Option на клавиатуре.
- В появившемся окне запустите «Беспроводную диагностику» и следуйте инструкциям.
Как проверить маршрутизатор и сетевую плату
Корректность работы этих устройств тоже можно проверить самостоятельно за несколько минут. Если на компьютере установлена операционная система Windows 10, нужно зайти в «Мой компьютер» и выбрать в верхнем меню «Свойства системы», а затем — «Диспетчер устройств».
Появится список устройств, в котором необходимо найти «Сетевые адаптеры». Раскрыв список адаптеров, можно увидеть, какие из них работают некорректно — на значке такого устройства будет изображен восклицательный знак.
В других версиях Windows процесс будет сходным, но могут меняться названия вкладок. Например, в Windows XP вместо «Диспетчер устройств» можно увидеть вкладку «Оборудование». Кстати, если сетевые адаптеры вовсе отсутствуют в списке, это значит, что они вышли из строя.
Нестабильное подключение к сети через роутер может быть связано и с другими проблемами — например, перебоями в электропитании или недостаточной мощностью устройства. Стоит понаблюдать, с чем связаны «провисания» и обрывы. Если они начинаются после запуска «тяжелых» программ, которые требуют много ресурсов (например, для обработки видеофайлов), или после подключения дополнительного оборудования — скорее всего, дело в мощности роутера и нужно выбрать другую модель.
Диагностика сети с помощью утилит
Если самостоятельная проверка и устранение неисправностей с помощью Windows не помогает, можно провести анализ сетевого трафика, используя специальные утилиты. Это задача для профессионалов — ею занимаются, как правило, штатные сисадмины или ИТ-компании, которые проводят обслуживание сетей на аутсорсинге.
Для Windows чаще всего используются утилиты:
- Ping — регистрирует, сколько времени проходит между отправкой сигнала на сервер и получением ответа от него. Таким образом можно выяснить, правильно ли поступают пакеты данных.
- PathPing — помогает диагностировать промежуточные узлы сети и определить, на каком из них происходит задержка или потеря сигнала.
- Telnet — дает информацию, может ли в принципе данное устройство подключиться к серверу, есть ли у него на это права.
- Ipconfig — информирует о сетевых настройках и служит для управления сетевыми интерфейсами.
- Getmac — дает просмотреть MAC-адреса сетевых адаптеров и узнать, какие протоколы связаны с каждым из них.
- Tracert — отслеживает маршрут, по которому передается пакет данных до того или иного узла в локальной или глобальной сети.
Запустить каждую из утилит путем введения соответствующих команд может любой пользователь — по инструкциям от специалиста. Но для анализа собранных данных нужны специальные знания. Поэтому при самостоятельной диагностике пользователи копируют полученные с помощью утилит данные и отправляют их профессионалам.
В рамках ИТ-обслуживания организаций наша компания проводит профессиональную диагностику сетей и предоставляет другие услуги системного администрирования, позволяя сэкономить на штатном ИТ-отделе. Мы обеспечиваем своим клиентам техподдержку 24/7, устраняя проблемы как в удаленном режиме, так и с выездом на место.